«ПРИНЯТО»
педагогическим советом МКОУ Терновскеой ООШ
Протокол №2 от 9.09.2014 |
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МКОУ Терновскай ООШ
.
_________________В.М. Литвиненко
Приказ № 53 от 01.09.2014 |
Положение
о службе школьной медиации
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с:
-
Конституцией Российской Федерации;
-
Гражданским кодексом Российской Федерации;
-
Семейным кодексом Российской Федерации;
-
Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
-
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-
Конвенцией о правах ребенка;
-
Конвенцией о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г.
Гааге 1980, 1996, 2007 годов;
-
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)».
1.2. Служба
школьной медиации (далее-Служба)
является структурным подразделением Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения Терновская основная общеобразовательная
школа.
1.3. Служба осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с
органом опеки и попечительства Подгоренского муниципального района
Воронежской области, с органами государственной и муниципальной власти,
учреждениями социальной защиты, здравоохранения и образования,
правоохранительными органами.
1.4.
Служба функционирует в соответствии с планом работы службы на год,
положением о службе школьной медиации.
2.Цели и задачи службы школьной медиации
Основная цель служб школьной медиации состоит в формировании
благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для
полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при
возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в
конфликт с законом.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих
основных задач:
-
создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного
подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и
интересов детей всех возрастов и групп, включая детей, попавших в
трудную жизненную ситуацию и находящихся в социально опасном
положении, детей из неблагополучных семей, детей с девиантным
(общественно опасным) поведением, детей, совершивших общественно
опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
-
создание с использованием процедуры медиации и восстановительного
подхода системы профилактической и коррекционной работы с детьми,
попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально
опасном положении, детьми из неблагополучных семей, детьми с
девиантным (общественно опасным) поведением, детьми, совершивших
общественно опасные деяния и освободившихся из мест лишения свободы;
-
внедрение новых форм, технологий и методов работы, в том числе
обеспечение досудебного и судебного сопровождения
несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, а также
отбывающих или отбывших наказание в местах лишения и ограничения
свободы;
-
интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс
и систему воспитания, создание служб школьной медиации в
образовательных организациях для обеспечения возможности доступа к
медиации для каждой семьи и каждого ребенка;
-
повышение эффективности социальной, психологической и юридической
помощи, оказываемой детям, в первую очередь относящимся к группам
риска, существующими органами и организациями по работе с детьми,
доведение стандартов их работы до уровня, отвечающего европейским
стандартам, а также потребностям современного общества, оптимизация
системы таких органов и организаций;
-
повышение квалификации педагогических работников образовательных
организаций по вопросам применения процедуры медиации в повседневной
педагогической практике;
-
обеспечение открытости в деятельности по защите прав и интересов
детей, ее подконтрольности институтам гражданского общества,
создание условий для привлечения общественности в решение стоящих в
этой сфере проблем и задач;
3. Содержание деятельности
Деятельность служб школьной медиации направлена на формирование
безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых,
путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в
различных конфликтных ситуациях.
В основе деятельности служб школьной медиации лежит:
-
разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих
в образовательной организации, проведение просветительской работы
среди коллег и родителей;
-
предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их
эскалации;
-
обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных»
– это группы детей, которые объединены для обучения процедуре
медиации и медиативному подходу с целью последующего применения этих
знаний и умений при разрешении споров, предупреждения конфликтов
среди сверстников, а также для распространения полученных знаний,
умений и опыта среди сверстников, младших и старших школьников);
-
координация действий участников «групп равных» в их работе
по распространению знаний о медиации и основ позитивного общения
среди младших и средних школьников;
-
обеспечение помощи при разрешении участниками «групп равных»
конфликтов между сверстниками, а также участие в роли ко-медиатора
при разрешении конфликтов между взрослыми и детьми;
-
использование медиативного подхода в рамках работы по профилактике
безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма,
табакокурения, правонарушений несовершеннолетних;
-
использование медиативного подхода в рамках работы с детьми и
семьями, находящимися в социально опасном положении;
-
использование медиативного подхода в рамках работы по воспитанию
культуры конструктивного поведения в конфликтной ситуации и созданию
условий для выбора ненасильственных стратегий поведения в ситуациях
напряжения и стресса;
-
применение медиативного подхода, а также технологий позитивного
общения в коррекционной работе с несовершеннолетними
правонарушителями, в том числе в общении с работниками
правоохранительных органов и представителями комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
-
использование медиативного подхода как основы для сохранения
коммуникации и возможности передачи главных общечеловеческих
духовно-нравственных ценностей.
4. Состав службы школьной медиации
Служба школьной медиации – это служба, созданная в образовательной
организации и состоящая из работников образовательной организации,
учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение
основам метода школьной медиации и медиативного подхода.
5. Компетенции службы школьной медиации
5.1 Ключевыми индикаторами уровня благоприятной, гуманной и безопасной
среды для развития и социализации личности являются:
-
снижение деструктивного влияния неизбежно возникающих конфликтов
между участниками образовательного процесса за счет обучения
взрослых основам медиации, а также обучению детей медиативному
подходу и технологиям позитивного общения в «группах равных»;
-
снижение уровня агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений
среди детей;
-
сокращение количества правонарушений, совершаемых
несовершеннолетними;
-
формирование условий для предотвращения неблагополучных траекторий
развития ребенка;
-
повышение уровня социальной и конфликтной компетентности всех
участников образовательного процесса.
5.2. Служба имеет право:
- привлекать к сотрудничеству специалистов других организаций для
улучшения качества работы;
- принимать участие в конференциях, семинарах по профилю деятельности
Службы;
- вносить предложения администрации учреждения по улучшению качества
работы Службы.
5.3. Служба обязана:
-соблюдать Устав и правила внутреннего распорядка учреждения,
организовывать свою деятельность в соответствии с данным Положением;
-знать и использовать в своей деятельности законодательные и правовые
акты социального обслуживания несовершеннолетних и их семей;
- сдавать
отчеты о проделанной работе по полугодиям (до 5 числа) в областной
ресурсный центр школьной медиации;
- по мере необходимости заниматься подготовкой информации и отчетов о
деятельности Службы для различных ведомств, учреждений и организаций;
-соблюдать конфиденциальность в отношении неразглашения информации о
детях;
- работать в тесном взаимодействии с муниципальными органами опеки и
попечительства.
Паспорт
службы
школьной медиации
МКОУ
Терновской ООШ
Подгоренского муниципального района
Воронежской области
на
2014/2015 учебный год
служба школьная медиации |
1 |
Учреждение |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Терновская
основная общеобразовательная школа |
2 |
Адрес, телефон |
396544 Воронежская область, Подгоренский район, п.Терновое ул.
Молодёжная дом 23 8(473)9457729 |
3 |
Директор |
Литвиненко Валентина Митрофановна |
4 |
Руководитель службы школьной медиации |
Ковалева Елена Васильевна |
Нормативно-правовое обеспечение деятельности служба школьная
медиации
|
1 |
Приказ по учреждению |
Приказ № 53от 01.09.2014 |
2 |
Положение о службе
школьной медиации |
Приказ № 53 а от 01.09.2014 |
Кадровое обеспечение |
|
Куратор
Ф.И.О. |
Основная должность |
Обучение
восстановит.
технологиям |
Количество реализованных программ |
|
Ковалева Елена Васильевна |
Учитель Немецкого языка и.о. заместителя директора по УВР |
- |
- |
|
Медиаторы |
|
|
|
1 |
Пешенко Ольга
Викторовна |
Учитель русского языка |
- |
- |
2 |
Лебедева Валентина
Вадимовна |
Учитель биологии |
- |
- |
3 |
Кривошеева Галина Петровна |
Учитель начальных кл. |
|
|
|
Учащиеся – члены службы школьной медиации |
(ученик, класс,
возраст) |
|
|
1 |
Пономаренко дарья |
7класс, 13 лет |
- |
- |
2 |
Машукова Ульяна |
8
класс, 14 лет |
- |
- |
План
работы службы школьной медиации
МКОУ
Терновской ООШ
Подгоренского муниципального района Воронежской области
на
2014/2015 учебный год
№ |
Наименование мероприятия |
Сроки
проведения |
Ответственные |
1 |
Разработка Положения о службе школьной медиации (примирения) |
Сентябрь 2014г. |
Рабочая группа по созданию службы школьной медиации (СШМ) |
2 |
Издание приказа о создании службы школьной медиации |
Сентябрь 2014г. |
Директор |
3 |
Информационное сообщение на педагогическом Совете о создании
службы примирения в школе. |
Сентябрь 2014г. |
Администрация школы |
4 |
Размещение информации о службе школьной медиации на
информационном стенде. |
Октябрь 2014 г. |
Лебедева В.В. |
5 |
Проведение ознакомительной встречи с родителями на общешкольном
родительском собрании 5-9кл. |
Октябрь 2014 г. |
Куратор СШМ |
7 |
Анкетирование учащихся 5 – 9 классов по выявлению причин
конфликтов |
Ноябрь 2014 г. |
Классные руководители |
8 |
Обучение медиаторов восстановительным программам |
Один раз в четверть |
Куратор СШМ |
9 |
Проведение восстановительных программ. |
По мере необходимости |
Члены СШМ |
10 |
Размещение информации о работе СШМ на школьном сайте. |
В течение года |
Ковалева Е.В. |
11 |
Сотрудничество с органами и учреждениями профилактики
правонарушений, дополнительного образования. |
В течение года |
Лебедева В.В. |
12 |
Совещание между администрацией и службой примирения по улучшению
работы службы и ее взаимодействия с педагогом – с целью
предоставления возможности участия в примирительных технологиях
большему числу желающих. |
май 2015 |
Члены СШМ |
13 |
Разработка:
«Памятки для медиатора»
«Памятки для педагога» |
май 2015 г. |
Члены СШМ |
14 |
Классные часы для обучающихся на тему: «Общение без конфликтов» |
Октябрь
2014 г. |
Классные руководители |
15 |
Познавательный час-презентация на тему «В мире много доброты» |
Январь
2015 г |
Классные руководители |
16 |
Групповые занятия для обучающихся 7-9 классов на тему:
«Конфликтные ситуации и способы их преодоления» |
В течение
2014-2015 г. |
Пешенко О.В. |
17 |
Работа с обращениями |
В течение
2014-2015 г. |
Члены службы школьной медиации |
18 |
Проведение акции «Прояви милосердие» |
Апрель
2015 г |
Классные руководители |
19 |
Классные часы для обучающихся начальной школы на тему: «Расскажи
о своем друге» |
Февраль
2015 г |
Лебедева В.В. |
|
|
|
|
|
Куратор
службы школьной медиации __________ Ковалева Е.В.
|