Построение урока вытекает из закономерной
смены деятельности учащихся: восприятие — переработка —
воспроизведение. Играть можно как на любом из этапов, так и на всем
уроке. Проведение игры во время всего урока чаще всего требует от
учителя и учеников большой подготовки. Поэтому таких игр может быть
всего 6—8 в течение года. Игровые моменты на уроках предполагают чаще
всего подготовку учителя. Даже лучше, если ученики заранее не знают, в
какой форме будет проходить опрос или закрепление нового мнториала.
Игра во время опроса будет «сюрпризом» для учеников и, несомненно,
вызовет их интерес, разнообразит урок, снимет напряжение, в котором
большинство из них находится в момент опроса.
Ниже приводится несколько вариантов учебных
игр, которые можно использовать при опросе, закреплении изученного
материала или как один из вариантов домашнего задания.
КТО ТАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ?
Эта игра может проводиться практически при
изучении каждой темы 7-го класса. К доске вызывают двух учеников. Каждый
из них получает карточку с рисунком или названием растения
соответственно теме, которая изучается. Первый ученик задает второму
вопросы (не более 5), на которые можно ответить «да» или «нет», и
старается определить, что это за растение. Затем они меняются ролями. По
характеру вопросов и правильности конечного результата можно судить о
знании материала учащимися. Эту же игру можно провести и по-другому,
если одного из учеников попросить выйти из класса, а оставшиеся
загадывают название растения. В этом случае игру лучше проводить по теме
«Отделы растений» или «Классификация цветковых растений». Обязательно
в классе в этот момент должно быть загаданное растение в виде таблиц,
гербариев, комнатных растений.
Например, тема «Классификация цветковых
растений. Семейство пасленовые». У первого ученика в руках карточка с
названием растения — картофель. Второй ученик задает вопросы:
— У этого растения плод — коробочка?
— Нет.
— У этого растения плод — ягода?
—Да.
— Его плоды съедобны?
— Нет.
— В пищу используются клубни?
—Да.
— Это картофель.
У второго ученика карточка с названием
растения этого же семейства — душистый табак. Первый ученик задает
вопросы:
— У этого растения плод — ягода?
— Нет.
— У этого растения плод — коробочка?
— Да.
— Это растение декоративное?
-Да.
— У него белый венчик?
-Да.
— Оно обладает приятным запахом и растет на
клумбах?
-Да.
— Это душистый табак.
ШАГАЙ - ГОВОРИ
Эту игру можно проводить тогда, когда хотят
проверить знания учащихся по многообразию растений того или иного
семейства, царства. Ученик вызывается к доске. Он встает со своего места
и на каждый свой шаг называет растение. Если ученик сидит на первой или
на второй парте, то ему предлагается шагать вдоль доски.
пинг-понг
В качестве домашнего задания ученикам
предлагается составить вопросы по данной теме. При проверке домашнего
задания учитель задает вопрос по теме одному из учеников, когда тот
ответит, то задает свой вопрос ученику, сидящему рядом с ним. Тот, в
свою очередь, ответив, задаст вопрос другому, рядом сидящему ученику и
т.д. Если кто-то не может ответить на вопрос, то отвечает другой ученик,
которого называет учитель. Оценки ставятся тем, кто ответил правильно,
и придумал новый интересный вопрос.
КАПИТАН ВРУНГЕЛЬ
Все ученики хорошо знают этого героя и за
что его так зовут. Поэтому всегда с интересом встречают домашнее
задание, в котором требуется составить рассказ с ошибками по любой
теме. Этот рассказ оформляется на отдельных листах и должен содержать
5—6 ошибок. Оформление произвольное. На уроке ученики по указанию
учителя обмениваются работами и подчеркивают в них ошибки. Работа
оценивается с точки зрения биологической грамотности рассказа,
правильности найденных ошибок и оформления. Рассказ может быть таким:
«Летние месяцы Оксана проводила на даче. Недалеко от дома рос густой
ельник, по которому она любила бродить в жаркий июльский день. Можно
было вдоволь наесться черники и клюквы, собрать красивые букеты из
цветов ромашки и медуницы. У самой дачи цвела белым цветом крапива.
«вкусные будут из нее щи», — подумала Оксана».
Ошибки. Клюква не растет в еловом лесу.
Ромашка и медуница не цветут одновременно. Ромашки не растут в
ельнике. У ромашки и медуницы не отдельные цветки, а соцветия. Крапива
с белыми цветками — это глухая крапива (яснотка), из нее щи не варят.
Работу можно провести иначе. Ученики,
составив дома рассказ, должны указать на обратной стороне листа ошибки,
которые есть в их рассказе. Учитель проверяет работы и оценивает их.
Наиболее удачные рассказы можно использовать при индивидуальной работе,
вызывая учеников на первые парты в момент опроса.
РАССКАЖИТЕ МНЕ ОБО МНЕ
1. Тема «Классификация цветковых растений».
Учитель показывает безымянный гербарий
хорошо известного ученику растения (одуванчик, ландыш, горох,
тюльпан...). Ученик должен назвать растение и рассказать о нем по плану:
1) к какому семейству относится данное
растение;
2) характерные признаки семейства;
3) другие представители данного семейства.
Если ученик затрудняется ответить на вопрос,
он может попросить помощи у класса, но только один раз. При этом оценка
будет снижена на 1 балл.
2. Тема «Отделы растений».
Можно эту же игру проводить коллективно. На
первые парты вызывают шесть человек, те, кто сидят на одном ряду,
являются членами одной команды. На столе учителя лежат гербарии или
рисунки растений, а также ручки и листы бумаги. Первые два ученика из
разных команд берут любое из растений и записывают на листе их название.
Взяв с собой гербарий или рисунок, каждый садится на свое место на
первой парте. Затем идет вторая пара, потом третья пара учеников.
Учитель проверяет написанное на листе, и каждое правильное название
приносит ученику и его команде 1 балл. Затем каждый из них рассказывает
о своем растении по плану, составленному учителем, исходя из тематики
игры. Каждый правильный ответ приносит еще 1 балл ученику и его команде.
Затем подводится общий итог и каждому выставляется оценка. Если команда
набрала 6 баллов, то все члены команды получают оценку « 5». Если члены
команды допускали ошибки при ответах, то соответственно оценка
снижается в первую очередь тому ученику, кто допустил ошибку.
КТО ЛИШНИЙ?
Эта игра может проводиться при изучении
любой темы. Из группы предложенных растений необходимо выбрать лишнее
(исходя из задания) и объяснить, почему. Могут быть использованы
гербарии растений, рисунки, фотографии, открытки или комнатные
растения. Ученик получает конверт, в котором лежат рисунки, или
скрепленные друг с другом гербарные листы, или просто карточка, на
которой написаны названия растений.
1. Тема «Отделы растений».
Задание (рисунки растений): спирогира,
улотрикс, хламидомонада, сфагнум, фукус, ламинария.
Ответ: лишний — сфагнум, так как перечислены
водоросли, а сфагнум — мох.
2. Тема «Классификация цветковых растений».
Задание: определить, какое из гербарных
растений лишнее: пырей ползучий, рожь посевная, тимофеевка луговая,
осот желтый, мятник однолетний.
Ответ: лишений — осот желтый, так как
перечислены растения семейства злаки», а осот желтый относится к
семейству сложноцветные.
3. Тема «Бактерии. Грибы. Лишайники».
Задание: на карточке перечислены растения:
мукол, пи-ницилл, ягель, дрожжи, головня. Определить, какое из них
лишнее.
Ответ: лишний — ягель, так как перечислены
грибы, а ягель («олений мох») — лишайник.
ДОКТОР АЙБОЛИТ
Это задание предполагает использование
учениками полученных ими знаний о растениях на практике. Класс делится
на пять групп. В начале игры каждая из команд выбирает одно из изученных
семейств растений.
Учитель. Представьте себе, что вы приходите
к товарищу, а он болен. Его мучают кашель и насморк, болит горло,
повышена температура. Какое народное средство для лечения вы посоветуете
ему, используя знания о растениях?
Возможны следующие ответы.
Семейство крестоцветные.
Хорошее средство от кашля — редька с медом.
Приготовить его надо так: взять черную редьку, вымыть се, ножом
вырезать сердцевину так, чтобы в нее вошли 2 чайные ложки меда. Положить
редьку в чашку, накрыть плотной бумагой и оставить на 3—4 часа.
Жидкость, образующуюся внутри редьки, пить 3—4 раза в день до еды.
Семейство розоцветные.
При простудных заболеваниях хорошим
жаропонижающим средством считаются сухие плоды малины, заваренные в
виде чая. Для этого 2 столовые ложки сухой малины заваривают в стакане
кипятка, настаивают 15—20 минут, процеживают и пьют как чай 2—3 раза в
день с последующим укутыванием в постели.
Семейство пасленовые.
Рекомендуем вдыхание пара, получаемого при
раздавливании только что сваренного картофеля. Он хорошо согревает
верхние дыхательные пути.
Семейство злаки.
В качестве потогонного и отхаркивающего
средства мы советуем использовать настой корневища пырея ползучего. Для
его приготовления берут 15—20 корневищ, заливают двумя стаканами
холодной воды и настаивают 10—12 часов.
Семейство лилейные.
Если кашель только начинается, то поможет
сок лука. Несколько луковиц надо мелко нарезать, положишь в стеклянную
посуду, густо посыпать сахаром и дать постоять. Полученный сок пьют 4—5
раз в день по чайной ложке. Лук помогает и при насморке. Для этого 1—2
столовые ложки натертого лука надо положить на дно чашки, которую
поставить в посуду с горячей водой. Чашку накрывают воронкой из плотной
бумаги и через нее попеременно дышат то одной, то другой ноздрей по 5—10
минут 3—4 раза в день.
ДОКТОР ПИЛЮЛЬКИН
Класс делится на две команды. Одна из команд
перечисляет симптомы заболевания, а другая должна дать рекомендации о
том, как лечить это заболевание народными средствами. Затем команды
меняются ролями. Например:
Первая команда. На ноге вскочил какой-то
прыщик. Очень болезненный. Кожа вокруг покраснела, появилось вздутие и
белая гнойная головка сверху.
Вторая команда. Это фурункул. Надо взять
небольшую луковицу и запечь ее в духовке. Затем разрезать пополам и
приложить к фурункулу, плотно прибинтовав. Менять повязку два раза в
день.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ
Командам предлагается 4—5 открыток или
фотографий с изображением ядовитых растений или растений, занесенных в
Красную книгу. Открытки сложены в стопку на столе, рядом лежат ручка и
лист бумаги. Ученик подбегает, берет первую открытку сверху и пишет
название растения на листе бумаги. Открытка откладывается в сторону.
Затем бежит второй ученик, за ним третий и т.д. Побеждает та команда,
которая первая и без ошибок выполнила задание.
ТЫ — МНЕ, Я — ТЕБЕ
Эта игра проводится при опросе. Ученики,
выполняя домашнее задание, должны придумать 1—2 вопроса по данной теме,
не используя вопросы параграфа. На уроке учитель вызывает учеников
парами. Они задают друг другу приготовленные ими вопросы. По характеру
вопроса и ответу на него учитель определяет знания учеников и ставит
оценки. Затем вызывается следующая пара.
по цепочке
Игру можно проводить по любой теме курса
ботаники. В игре участвует команда, которая состоит из учеников,
сидящих на одном ряду.
Например, тема «Классификация цветковых
растений».
Учитель называет растение. Первый ученик
говорит, к какому классу относится растение. Второй ученик в команде
семейство, к которому оно относится. Третий определяет тип плодов
данного растения. Четвертый — формулу цветка. Пятый — других
представителей семейства. Последовательность ответов, чтобы ученики не
путались, записана на доске. Тот ученик, который допустил ошибку, в
дальнейшей игре не участвует. Таким образом, количество игроков с каждым
разом уменьшается. Побеждают пять учеников, которые продержались до
конца игры. Игра должна проходить в быстром темпе.
|